Progress

01/04 | LEN — Фабрика «Казанский лён»
02/04 | LEN — Фабрика «Казанский лён»
03/04 | LEN — Фабрика «Казанский лён»

Год

2016

Название проекта

LEN — Фабрика «Казанский лён»

Типология

Архитектура

Программа

Промышленные

Расположение

Казань, Россия

Статус

Концепция

Клиент

ОАО «Казанский лен»

Площадь

4,33 Га

Описание

Льнопрядильно-ткацкая фабрика «Казанский лен» на берегу старого русла реки Казанки в Казани, основанная русским купцом Иваном Алафузовым в середине 1860-х на базе кожевенного завода, – промышленный ансамбль, обладающий несомненной историко-культурной ценностью, даже если принимать во внимание не слишком деликатную реконструкцию советского периода, точнее 1928–1936 годов, в результате которой было утрачено множество старинных построек: на территории фабрики находятся два объекта культурного наследия – один регионального, другой федерального значения – это ткацкий корпус 1865 года и т. н. дом Котелова 1833 года соответственно, а кроме того, более десятка зданий и сооружений 1870–1890-х, заслуживающих сохранения в том или ином виде. В 2008 году фабрика прекратила свою работу, многие постройки с тех пор пришли в упадок.
Концепция редевелопмента бывшей промзоны предполагает ее превращение в нечто среднее между арт-кластером и жилым комплексом: с одной стороны, там появятся художественные мастерские, дизайн-галерея и небольшой музей современного искусства, летний кинотеатр и скейтпарк, офисы и коворкинги, а с другой – образовательный, общественный и медицинский центры, а также 6–8-этажные корпуса с апартаментами, иначе говоря, общественно-жилая функция на реконструируемом участке будет соседствовать с культурной, развлекательной и деловой функциями. Вся перечисленная инфраструктура будет «нанизана» на пешеходную ось, которая протянется от главного входа на территорию с улицы Гладилова до улицы 1-го Мая и будет представлять собой цепочку общественных пространств различных типов.
Переосвоение территории предложено осуществлять в три этапа. Первый и второй этапы включают демонтаж восьми фабричных зданий и сооружений, а также реконструкцию пяти производственных и обслуживающих корпусов, предусматривающую их перепрофилирование в офисы, художественные мастерские и т. п., в общем, все то, что сформирует новый творческий кластер. При этом исторический облик фабрики будет максимально сохранен. В частности, дымовая труба 1895 года станет главной доминантой центральной площади кластера. Третий этап включает полный снос очистных и прочих сооружений советского периода в северо-западной части территории и возведение на их месте жилых корпусов уступчатой формы, облицованных глазурованным кирпичом и ориентированных на реку.

Команда

  • Пётр Анурин
  • Иван Сакара
  • Виталий Вербицкий
  • Людмила Гриднева

Progress

01/04 | LEN — ‘Kazansky Linens’ Factory
02/04 | LEN — ‘Kazansky Linens’ Factory
03/04 | LEN — ‘Kazansky Linens’ Factory

Year

2016

Project Title

LEN — ‘Kazansky Linens’ Factory

Typology

Architecture

Program

Industrial

Location

Kazan, Russia

Status

Concept

Client

OAO ‘Kazanskiy len’

Size

4,33 На

Description

Founded by the Russian merchant Ivan Alafuzov in the mid-1860s on the basis of a tannery, the Kazansky Len flax mill on the bank of the old Kazanka riverbed in Kazan is an industrial ensemble of indisputable historical and cultural value. It is none the worse for the far from delicate reconstruction of the Soviet period (1928-1936 to be more precise), which resulted in the loss of numerous old structures. Two cultural heritage landmarks have survived on the mill grounds: one of regional and the other of federal importance. They are a weaving department building dating from 1865, the so-called Kotelov house of 1833 and over a dozen buildings and structures from the 1870s–1890s, which deserve being preserved in one form or another. The mill went out of operation in 2008 and many structures have fallen in disrepair.
The former industrial zone redevelopment concept provides for its transformation into a sort of hybrid of an art cluster and residential neighbourhood: on the one side, art studios, design galleries, a small museum of contemporary art, open-air cinema house and skatepark, offices and co-workings and, on the other, education, community and medical centres in addition to 6- to 8-storey apartment buildings. In other words, the redeveloped site will combine the public, residential, cultural, entertainment and business functions. The infrastructure described above will line the pedestrian axis stretching from the main entrance to the neighbourhood from Gladilov Street to 1 May Street with a chain of public spaces of different types.
The redevelopment project is to be carried out in three stages. During the first and second stages eight mill buildings and structures will be dismantled, and five production and service buildings reconstructed to become offices, art studios, etc. To sum up, everything undertaken will form a new creative cluster while preserving the historical image of the mill to the utmost extent. For instance, the 1895 chimney is to become the main dominant of the central square of the new cluster. The third stage presupposes the complete demolition of Soviet period waste treatment and other facilities in the north-west of the area and their replacement with dwelling houses of stepped form, faced with glazed brick and looking upon the river.

Team

  • Petr Anurin
  • Ivan Sakara
  • Vitalii Verbytsky
  • Ludmila Gridneva